Тараз

Все фотографии
Часовой пояс: +6:00 GMT, Время:

Тара́з - город в Казахстане, административный центр Жамбылской области. Расположен на юге Казахстана, около границы с Кыргызстан, на реке Талас. Численность населения города — 352 533 тысяч человек. В городе имеются международный аэропорт, железнодорожная станция, автовокзалы, торговые центры, развлекательные комплексы, развлекательные парки. Тараз - музей под открытым небом. В 2002 году городу исполнилось 2000 лет. Сегодня Тараз, некогда известный как «город купцов», является одним из древнейших городов Казахстана. На протяжении веков он был зеленым и прекрасным городом Средней Азии, который восхваляли многие поэты и писатели Востока. Долгое время Тараз стоял на караванной дороге Великого Шелкового Пути, что обеспечивало ему развитие и процветание.  Нынешний Тараз - современный красивый город, административный центр Жамбылской области и, возможно, один из лучших городов республики. В его становлении и развитии принимали и принимают участие многие поколения горожан. На 2009 год население города составило более 380 тысяч человек. Сегодня Тараз - многонациональный город. Преимущественно здесь проживают представители коренного населения, но имеется процент и таких национальностей, как русские, киргизы, узбеки, уйгуры, дунгане, немцы, греки, украинцы, чеченцы, курды, татары, азербайджанцы и другие. По причине такого национального разнообразия в городе функционирует «Дом дружбы народов» Неузнаваемо за последние годы изменилась и архитектура города. Построены и строятся новые гостиницы. Особенно интересен один факт: на крыше одного из новых отелей в скором времени будет сооружена вертолетная площадка, с которой туристы смогут совершать свои удивительные воздушные экскурсии.

Название

Тараз за долгие годы своего существования много раз переименовывался. Так, в начале 19 века древний Тараз получил имя Аулие-Ата, что в переводе на русский язык означает «Святой Старец»; в 1936 году его переименовали в Мирзоян; в 1938 - в Джамбул (в честь великого казахского поэта-акына Джамбула Джабаева); а 8 января 1997 года городу официально было присвоено его историческое название - Тараз. Еще в древние времена город назывался так по имени реки Талас, или Тараз.

История

О времени возникновения города можно узнать из сообщения известного ученого А.Х. Маргулана. В частности, он пишет: «…По исследованиям ученых Шаванны, Де-Грота, В. Бартольда и многих других, гунны обосновались в долине реки Талас еще в 3 - 2 веках до нашей эры и построили город Талас с дворцами и башнями». Немного позднее, в 7 - 8 веках н.э. в степях у реки Талас сложились племенные союзы саков и усуней, которые основали на этой территории городище Тараз. Следы древнего поселения были найдены на месте Центрального колхозного рынка (зеленого базара) современного города Тараза. В греческих письменных источниках 568 года Тараз впервые упоминается как один из пунктов северного ответвления Великого Шелкового Пути. Дорога, на которой стоял город, проходила из Алмалыка (ныне район города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (сегодня казахстанский Туркестан) и далее вела вниз по течению Сырдарьи. В 630 году через территорию города проезжал буддийский монах из Китая Сюань-Цзян, который оставил такое сообщение о городе: «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…». 751 год крепко вошел в историю Тараза. В этот год состоялась битва на реке Талас, в которой конница шаха Аббаса, правителя Арабского халифата, разбила армию Танского Китая при помощи наемников-тюрков из местного племени карлуков. С победой арабов в город пришел ислам. В древности развитию города во многом способствовал Великий Шелковый Путь, который проходил из Китая через Среднюю и Переднюю Азию к портам восточного побережья Средиземного моря и заканчивался в странах Запада. Вдоль Шелкового Пути строили многочисленные караван-сараи, города, селения, прокладывали каналы, создавали центры ремесленников, воздвигали храмы и дворцы. С востока на запад и с запада на восток с километровыми караванами шли писатели и поэты, ученые и мыслители, миссионеры и паломники, зачастую передавая религию, обряды и культуру своих народов. Происходил оживленный обмен материальными и духовными ценностями. В 7 веке Тараз превратился в крупный город, игравший важную роль на дорогах Великого Шелкового Пути. Местонахождение Тараза на торговом пути в центре богатой земледельческой долины способствовало экономическому и культурному подъему. Родоначальник классической поэзии Востока Рудаки в 10 веке воспевал Тараз наряду с такими городами мусульманского Востока, как Бухара и Рей (нынешний Тегеран). В 8 - 10 веках Тараз находился в составе Карлукского ханства. Наибольшего же расцвета древний город достиг в 10 - 12 веках, в период правления Караханидов. В это время он становится одним из уделов государства. Согласно археологическим раскопкам в этот период здесь имелись водопровод из глиняных труб, общественные бани, монетный двор, мощеные улицы и другие сооружения. Письменных источников, доказывающих факт нападения на город монголов, к сожалению, не существует. Однако среди исследователей есть предположение, что в 1220 году население Тараза оказало армии Чингисхана серьезное сопротивление, вследствие чего последние сожгли и разрушили город до основания. Об этом свидетельствуют остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Затем город, скорее всего, был переименован монголами в Яны, то есть, «Новый», потому что при дальнейшем его упоминании как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом». Конец былому могуществу города Тараза положили, по всей видимости, частые набеги чужеземцев и междоусобные войны. Существенную роль в ослаблении и упадке города сыграли также и великие географические открытия, в результате которых торговые сухопутные пути уступили свое место морским дорогам. В конце 18 века близ руин Тараза переселенцы из Кокандского ханства построили крепость. А чуть позднее, в начале 19 столетия, на месте древнего Тараза вновь разросся город, и назвали его Аулие-Ата, («Святой Старец»). Первыми поселенцами города стали узбеки, приехавшие из Намангана.

Климат

Тараз расположен в глубине Евразийского континента на стыке знойных пустынь и снеговых гор, отличается прежде всего резкой континентальностью климата, крайней засушливостью, малой облачностью и обилием тепла. Положение города внутри континента, на стыке северных и южных типов пустынь, наличие по соседству снеговых гор определяют особенности циркуляционного режима, для которого характерно преобладание антициклональной деятельности. Климат района носит промежуточные черты между континентальным субтропическим климатом равнин Средней Азии и континентальным климатом умеренных широт Казахстана. В зимний период здесь преобладают континентальные воздушные массы умеренных широт. Циркуляционные процессы определяются положением и деятельностью полярного и арктического фронтов и позицией «казахстанского» отрога азиатского антициклона. Зимний сезон характеризуется неустойчивой, довольно холодной погодой, обусловленной ощутимым температурным контрастом воздушных масс, активизирующих циклоническую деятельность. Летом, особенно в июле, малые барические градиенты способствуют ослаблению циркуляционных процессов и циклонической деятельности, которая почти приостанавливается, довольно значительно проявляясь лишь в небольших колебаниях температуры воздуха и облачности.

 Достопримечательности Тараза

Входной портал мечети Абдыкадыра (начало 19 века). Мечеть Абдыкадыра первоначально занимала значительную территорию на пересечении современных улиц Абая и Капал. В настоящее время сохранился лишь входной портал с минаретом. Портальный вход по краям украшен двумя колоннами с декоративными башенками. Над входной аркой стрельчатой формы имеется неглубокая фигурная ниша. Сооружение завершается минаретом с площадкой для азанчи. Минарет имеет шесть стрельчатых сквозных проемов, вписанных в прямоугольные ниши. Сооружение имеет квадратную форму, построено оно из современного жженого кирпича. Здание мечети было разрушено в середине 30-х годов 20 века. В настоящее время на этом месте находится действующее медресе. В 2002 году здесь были проведены реставрационные работы.

Памятник Джамбулу Джабаеву. Памятник находится на площади имени Жамбыла. Установлен он был в 1961 году к 115-летию со дня рождения знаменитого казахского акына. Автором проекта стал архитектор В. Сашенко, скульптором - народный художник Казахской ССР Х. Наурызбаев. Скульптура отлита в Ленинграде. Бронзовая фигура возвышается на высоком прямоугольном гранитном постаменте, облицованном прямоугольными плитками из розового гранита. Джамбул изображен в длиннополом чапане и меховой шапке, в левой руке он держит домбру, а правая его рука отведена в сторону. На лицевой стороне постамента высечена надпись: «Джамбул Джабаев. 1846-1945»; в нижней части находится рельефное изображение поднимающегося из-за гор солнца. Высота фигуры составляет 4 метра, высота постамента - 4,3метра. Джамбул Джабаев - гордость Казахстана, уроженец Мойынкумского района Жамбылской области, казахский народный акын и один из крупнейших представителей устного народного творчества. До Октябрьской революции он выступал перед народом с песнями обличительного характера. Излюбленным видом творчества Джамбула был айтыс. Казахский поэт стал автором патриотических стихов и ряда героических поэм о батырах - народных заступниках, выражающих думы и чаяния своего народа. Обращение Джамбула к героическим защитникам осажденного Ленинграда «Ленинградцы, дети мои!» - одно из лучших произведений многонациональной советской литературы военных лет. В 1938 году город был назван в его честь.

Памятник Мухаммеду Хайдару Дулати. Памятник был установлен в 1998 году в честь 500-летия Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати перед главным корпусом одноименного университета по улице Сулейманова. Высота памятника составляет 3 метра. Скульптура отлита из меди. Постамент сделан из красного полированного гранита. Мухаммед Хайдар Дулати был видным государственным деятелем, дипломатом, полководцем, профессиональным историком, публицистом. Значение главного труда М.Х. Дулати «Тарих-и Рашиди» для истории народов Центральной Азии трудно переоценить. Писатель сам стал героем своего времени и своего произведения, мемуаристом, провидцем. Все эти факторы, вместе взятые, дают основание полагать, что произведение Дулати - это выдающийся памятник литературы средневековья, один из основных первоисточников истории Центральной Азии вообще и казахского народа в особенности. В «Тарих-и Рашиди» подробно описывается эволюционное развитие государственности после распада Золотой Орды и возникновения собственно Казахского государства. Этот средневековый труд оставил потомкам свидетельство того, как Казахское ханство постепенно становилось сильным централизованным государством, с существованием которого должны были считаться и другие государства. В 1533 году, спасая свою жизнь от недругов, М.Х. Дулати перебирается в Индию к преемникам Бабура. В 1541 году он завоевывает Кашмир и до конца своей жизни правит там.

Памятник Бауыржану Момышулы. Памятник Бауыржану Момышулы был открыт 12 октября 2000 года в честь 55-летия Великой Победы и к 90-летию со дня рождения героя. На высоком постаменте с саблей в руке возвышается величественная фигура легендарного воина-интернационалиста, философа и писателя. Памятник герою решающего сражения Второй Мировой войны олицетворяет собой проявление воинской доблести многих поколений батыров. Б. Момышулы был человеком, прошедшим суровую школу войны, не раз глядевшим смерти в глаза, воспитывавшим солдат разных национальностей во имя общей благой цели - победы; он остро чувствовал суть многих явлений и понятий, мог дать им краткое, но меткое по смыслу определение. В Бауке народ видел выразителя своих сокровенных чаяний. Имея независимый самостоятельный характер, острую критику и нежелание подставляться, он постоянно находился в оппозиции к власти. О жизни и деятельности Героя Советского Союза, народного Героя Бауыржана Момышулы повествуется в кинолентах, ему посвящены материалы в истории страны, энциклопедиях, его образы запечатлены на картинах, которые выставляются в лучших картинных галереях ряда стран СНГ и дальнего зарубежья. Его именем названы центр родного Жуалынского района, где открыт одноименный музей, а также село Кременевка, площади, улицы, школы и лицеи.

Восточная баня (10 - 12 века). Восточная баня находится на территории древнего городища Тараз (сейчас центральный рынок). Сооружение средневековья представляет собой здание из жженого кирпича-плитки, четырехугольное в плане (10х10 метров), ориентировано по сторонам света. Фрагменты полувыгнутой штукатурки свидетельствуют о том, что некогда баня имела несколько куполов. Внутренние стены разделяли здание на 4 помещения. В юго-западном углу здания находился предбанник, 2-ое и 3-е помещения были комнатами для омовения, 4-ое - комнатой для процедур. Баня имела сложную канализационную и отопительную системы из керамических труб. На северо-западе к комплексу примыкает колодец, обложенный камнем; поблизости археологами был найден грязеотстойник.  В настоящее время восточная баня представляет собой ценность для изучения водоснабжения средневековой Средней Азии и Казахстана. В 1973 году комплекс был обследован экспедиционным отрядом Джамбулского областного историко-краеведческого музея.

Мавзолей Даутбека. Мавзолей находится в глубине парка, разбитого на месте древнего кладбища. В начале 20 века мавзолей реконструировали. Даутбек в 13 веке был военачальником монгольского наместника. Надпись на надгробии гласит о том, что он владел мечом и пером, был защитником Корана и правоверных.

Мавзолей Бабаджи-Хатун. Мавзолей расположен в 15 к востоку от Тараза; построен в 11 веке. Он известен своим уникальным шатровым куполом. Внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей Айша-Биби. Эта усыпальница 11 века расположена недалеко от мавзолея Бабаджи-Хатун. Согласно легенде мавзолей был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой его прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Народные предания гласят, что коварная змея оборвала жизнь юного создания на пути к возлюбленному. Строение полностью облицовано резными терракотовыми плитками с растительным и геометрическим узором. Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков он стоит наперекор ветрам и непогодам как свидетель незаурядного мастерства древних зодчих.

Мавзолей Аули-Ата Карахан. Мавзолей был построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии Караханидов. Он представляет собой портально-купольную структуру. Стены постройки возведены из кирпича-сырца эпохи Караханидов. В мавзолее сохранилось оригинальное каменное надгробие.

 

 









Отели