Туристская отрасль Казахстана, которая насчитывает более 10 000 субъектов предпринимательства, включая как малый и средний бизнес, так и крупных участников предпринимательства, оказалась в очень непростой ситуации.
Каждый день в туристские компании обращаются пассажиры и туристы, выкупившие авиабилеты и туры, с целью осуществления возврата денежных средств. К сожалению, возврат денежных средств является длительным процессом, а иногда невозможным.
Предлагаем вашему вниманию ответы на самые часто задаваемые вопросы туристов по аннуляциям и переносам сроков туров из-за пандемии коронавируса.
- 1. Требовать деньги или переносить тур? Разумнее всего поменять сроки или направление поездки. Это решение позволит не только сохранить деньги и отпуск, но и даст возможность туроператорам возобновить деятельность после нормализации эпидемиологической обстановки и исполнить взятые на себя обязательства.
- 2. Что делать, если я купил тур на лето? Сейчас никто не может дать прогнозов, как дальше будет развиваться эпидемия коронавируса. Самое разумное — не паниковать и не отменять туры на вторую половину 2020 года. В том числе и потому, что многие зарубежные поездки были забронированы при старом курсе валют или со скидками по акциям раннего бронирования.
- 3. Кто должен возвращать деньги за отмененный тур? Возвратом денег занимается туроператор, который связывается со своими зарубежными партнерами. Несмотря на то, что путевку турист чаще всего оформляет в турагентстве, которое выступает посредником между ним и туроператором, турагенты не обязаны возвращать деньги из собственных средств.
- 4. Сколько денег мне вернут, если я аннулирую путевку? Если турист аннулирует тур самостоятельно, то с точки зрения законодательства РК это односторонний отказ от договора. Закон о защите прав потребителей позволяет удержать фактически понесенные туроператором расходы при расторжении договора в одностороннем порядке.
- 5. Мой тур отменен, когда мне вернут деньги? Сейчас туроператоры, отели и авиакомпании во всем мире обрабатывают десятки тысяч запросов на перенос туристских поездок и их аннуляцию. Сроки возвратов увеличены, в том числе из-за того, что партнеры туроператоров находятся на карантине и смогут произвести возвраты только после возобновления работы. Даже подтвержденные возвраты от авиакомпаний еще в процессе зачисления на счета туроператоров.
- 6. Я боюсь переносить тур на поздние даты, вдруг туроператор обанкротится! В настоящее время все туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, имеют действующие финансовые гарантии. Они состоят в КФ "Туристік Қамқор" (администратор системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма), отраслевых ассоциациях, многие имеют банковские гарантии для работы в международной авиационной организации IATA.
- 7. Что делать, если я купил зарубежный круиз? Сейчас многие круизные компании предлагают гибкие сроки переноса круиза — на год и даже полтора. Возврат денег чаще всего не предусмотрен. Но не стоит переживать, круизные компании – финансово устойчивые, в их собственности по десять и более лайнеров. Их предложения подкреплены ваучерами, зачислением денежных средств на личные счета туристов, открытых в рамках имеющегося заказа на круиз.
В связи с введением в РК Чрезвычайного положения и карантина, уважаемые туристы, потребители туристских услуг, нам всем нужно проявить больше терпения, главное - это сохранность здоровья! 8. Поскольку ситуация, обусловленная динамикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 как в зарубежных странах, так и в Казахстане продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной, обращаем внимание потребителей, что в случае одномоментного обращения в суд многочисленного количества потребителей с соответствующими исками реальное исполнение судебных решений в сегодняшней ситуации может с большой долей вероятности привести к физическому банкротству и прекращению деятельности многих участников рассматриваемого сегмента рынка. Рекомендуем потребителям добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке в целях достижения консенсуса между сторонами обязательства на основе взаимного учета интересов друг друга